Родители готовят ребёнка к школе...Они очень хотят, чтобы их ребёнок в школе был успешен, получал только "пятёрки", его всегда хвалила учительница, а самим родителям было не стыдно рассказать о его достижениях бабушкам-дедушкам, друзьям и соседям. Здорово! Вот только не это главное. Главное - чтобы ребёнку нравилось ходить в школу, нравилось сидеть на уроке и слушать учителя, нравилось выполнять домашние задания (да,да, бывает и такое, а вы не знали, это не про вас?). Одним словом, главное, чтобы ребёнок ПОЛЮБИЛ УЧИТЬСЯ.
Очень важно, чтобы он привык совершать над собой небольшое усилие, переходя от более лёгкой и приятной деятельности ((игры или просмотра мультиков) к деятельности более сложной, но и более интересной - учебной; чтобы он мог получать удовольствие от своих маленьких побед - написал строчку красивых, ровных крючочков, правильно решил столбик примеров, без ошибок, с выражением прочитал рассказ, сумел разгадать сложную головоломку...и почувствовал от этого радость! Только имея такой положительный опыт преодоления себя и выполнения сложных заданий, ребёнок постепенно ПОЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, начнёт получать радость и от приготовления уроков, и от написания докладов, и от школьных занятий . Вам надо постоянно внушать ребёнку мысль " у тебя получается, ты можешь это сделать, ты смог себя заставить взяться за это дело, которое тебе сначала казалось таким трудным, и вот, смотри - у тебя выходит всё лучше и лучше!". На первых порах это будет просто аванс, поддержка, крючочки будут кривые и читать ребёнок будет неважно, НО! Без этой похвалы, без этого поощрения, одним словом, без положительного подкрепления, ваше обучение будет медленным и мало успешным, а постепенно превратится вообще в крики и ругань, а то и сойдёт на "нет". Учёба для ребёнка, особенно в самом начале - тяжёлый, изнурительный, неинтересный труд, и от вас зависит, станете ли вы ребёнку в этом труде помощником и тогда, постепенно, ваш ученик будет всё легче и легче добиваться всё больших и больших успехов. Или вы станете для ребёнка надсмотрщиком - погоняльщиком: "Давай-давай, и в кого ты только такой тупой у нас?" , и ребёнок будет активно ненавидеть вас, школу, учителей, уроки, да и весь этот несправедливый мир...Да-да, всё именно так серьёзно, и сейчас, беря на себя ответственность за то, как вы строите занятия с ребёнком, вы (именно ВЫ, не учительница в школе, не воспитатель в детском саду, не Департамент Образования), вы берёте на себя ответственность и за то, как в дальнейшем сложатся отношения вашего ребёнка с учёбой, школой, уроками...Ну а там и выбор учебного заведения после школы, выбор карьеры не за горами...
Мне очень хочется, чтобы вы всерьёз прочувствовали всю важность вашего нынешнего отношения к своему ребёнку, его учебным занятиям и его успехам. К сожалению, почти все родители настолько серьёзно относятся к обучению (к этому и надо относиться серьёзно,но при этом не вдаваться в крайности!), что даже самые спокойные, терпеливые, "продвинутые" в вопросах детской психологии мамы ,просто "слетали с катушек", когда дело доходило до подготовки к школе - они становились нервными, крикливыми, злющими, нетерпимыми. Что уж говорить про родителей, которые и без подготовки к школе "щедры" на крики и наказания, они просто "лютуют",прямо "клинит" их на этой учёбе! Непростое это дело - обучение, если уж берётесь за него- держите себя в руках!
Мне (как репетитору) частенько достаются в ученики такие жертвы маминых криков: "я больше не могла с ним заниматься, он ничего не хочет делать, он такой глупый, ленивый, он просто издевается надо мной!" . Ребёнок похож на испуганного мышонка, в глазах ужас, шея и плечи напряжены, говорит сдавленно, первые несколько занятий практически ничего не соображает от страха : "а вдруг тётя тоже начнёт орать?, а вдруг она маме на меня пожалуется и мама после занятий устроит "разбор полётов" с криками, а то и ремнём?".И я потихонечку "расколдовываю" этого " заколдованного принца" (чаще все эти страсти-мордасти происходят с мальчиками,но и с девочками бывают), внушаю ему , что он может, он умный ("нет, я знаете, какой глупый, у меня и память плохая, и вообще").От занятия к занятию подбираю такие задания, где он точно сможет, точно справится, подбадриваю, хвалю...
Но мамино внушение гораздо сильнее, он понесёт его с собой через всю жизнь, эти страхи, эти сомнения в себе ещё не раз сыграют с ним злую шутку и в школе, и на работе, и в семейной жизни("конечно, не меня ставят начальником отдела, я же дурак, я не справлюсь", "нет, к такой женщине я даже знакомиться не стану подходить, куда мне!!"). Да, всё так серьёзно, такие глобальные вещи, как самооценка, вера или не вера в себя, вырастают из таких мелочей, как буковки-крючочки! Так мама, своими руками (своим языком) формирует у ребёнка НЕВРОЗ. Формирует страх неуспеха, формирует страх и ненависть к учёбе, формирует НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ. Подумайте об этом, мои дорогие, оцените себя объективно. И потом двинемся дальше, вперёд, навстречу "пятёркам"!
)))Проглотила Часть 2, жду с нетерпением продолжение.)))Спасибо!
ОтветитьУдалитьПродолжение готовлю, скоро опубликую!
Удалить