О книгах

Книги, которые мне хочется вам порекомендовать. Книги для родителей о детях, и книги для детей. Развивающие пособия. Рекомендую только то, что читала и что использую в работе. Приятного чтения!

суббота, 31 мая 2014 г.

Лето в деревне или на даче - о чём рассказать и что показать ребёнку.

Вот    и   пришло    долгожданное    лето! И   наконец - то    свершился  не  менее  долгожданный   переезд    на   дачу   или   в  деревню  к  бабушке! И  я  вас  с  этим   поздравляю!  Потому   что   загородная  жизнь   -   это   не  только  возможность  отдохнуть  от   суеты,  пыли,  выхлопных  газов  и  прочих  городских  проблем. Отдых  в  деревне  или  на  даче  предоставляет  ребёнку  огромное  количество  возможностей  для  расширения  кругозора! 
Вы   можете   показать (а  ведь    у  ребёнка   наглядное   мышление!) очень   много   интересных,  важных   объектов   природы   и  предметов   быта,  таких,  о  которых  в  городе  ребёнок  только  слышал! А  теперь  он  может  всё  это  увидеть  своими  глазами. Ваша  задача - называть  и  объяснять,  устанавливать   связи. Помогать  ребёнку   всё  это   осознать  и  запомнить. Поэтому  не  торопитесь,  будьте  терпеливы  и  обязательно   позитивны! Лето  ведь  на  дворе! Наслаждаемся!!!

1.   Расскажите   ребёнку  об  отличиях    деревенского  дома  от   городского.  Предложите   ребёнку   самостоятельно    обнаружить  эти    отличия,   или    ответить  на   ваши  вопросы:

а.  Сколько    этажей   в  деревенском   доме,  и   сколько   в   городском?  Какое    устройство   помогает  людям    в   городе   подниматься   на   высокие   этажи?  Есть  ли   лифт  в  деревне?  Почему,  как  ты  думаешь?                                                                                             
 б.  Знаешь   ли   ты,   почему  в   городском   доме   зимой   тепло?  А   как   обогревается   в  холодное    время    деревенский    дом?  (Если   в    доме   есть   печка,  обязательно   рассмотрите   её   вместе   с   ребёнком,  назовите   части – в  этом   поможет  бабушка – и   объясните,  как   печка «работает». )                                                                                                                         
 в.. В    городском   доме   в  каждой   квартире   есть   краны   с   водой  -  в   ванной   и   на   кухне.  А   как   моют   руки   и   как   моются   люди   в   деревне?  Где   берут   воду? Если   в  деревне   есть   колодец -  обязательно   объясните   ребёнку,  как   люди  им  пользуются.      
 г. Найдите   ещё    отличия   и    общие   признаки   у   городского   и   деревенского  домов.  (Материалы    внешней  и  внутренней  отделки, расположение  и  оформление  дверей,  окон,  элементов  декора).  Поиск    отличительных   и  общих   признаков   развивает   мышление   ребёнка,  внимание,  память,  наблюдательность.

2.       Думаю,  самое    примечательное   для   ребёнка   в  деревне – домашние  животные.  Если   они   есть   у   вашей   бабушки   или   прабабушки – ваш  малыш  просто   счастливец!  Потому   что   общение   с  животными   развивает  эмоциональный  мир   ребёнка,  расширяет     его   представления  об   окружающем.  Называйте   всех   животных  и  птиц,   которых   вы   встретите,   предлагайте   ребёнку  их   описывать.  Поиграйте   в   игру «Угадай   животное    по   описанию».
 Расскажите   детям  о   том,   чем    отличаются   домашние   животные   от   диких (Дикие   животные   живут  в  лесу,  они   сами   находят  для   себя   жилища,   сами   добывают   себе   пропитание,  сами   себя   лечат.  Домашних   животных   человек   приручил   много   веков   назад.  Домашние   животные   приносят   человеку   пользу -  попросите   ребёнка   рассказать,   какую,  поэтому   человек   заботится   о   них  -  строит   жильё,   кормит   и   лечит.)   Покажите    ребёнку,   чем   кормят   домашних   животных .  Задайте   вопрос  -  как   ты   думаешь,  а   что   травоядные   домашние   животные  (корова,  лошадь,  коза)  едят   зимой?  Объясните   и   покажите,   что   такое   сено,  стог   сена.   Итогом   вашего   знакомства   с   домашними  животными   должны   стать   чёткие   представления   ребёнка  об   отличии   зверей   и   птиц, о   том,   чем   они   питаются   и   какую   пользу   приносят   человеку.  Тело    птицы   покрыто  перьями,  тело   зверя – шерстью,  у  птицы  два  крыла   и  две   лапы,  у  зверей – четыре  лапы.  У  зверей  детёныши  рождаются   живыми,  а  птицы  откладывают  яйца,  высиживают   птенцов.                                                                                                                              Ребёнок   должен  также   чётко  знать,  какую   пользу   приносят    домашние   животные. Объясните   ребёнку,   какие   продукты    мы   называем   молочными,  и  почему.
3.       Учите   ребёнка   узнавать   и   отличать  овощные   растения.  Показывайте  и   называйте   все   растения,  с  которыми   вы   встретитесь,  побуждайте  ребёнка  повторять  их   названия. Объясните   ребёнку,  что  обозначает   слово   корнеплоды,  перечислите   корнеплоды,  растущие   на   вашем  огороде.                                                                                                                 
  Если   ваш  ребёнок    проводит  в   деревне   несколько   месяцев,  вам   удастся  организовать   длительные   сравнительные   наблюдения   за   ростом   и  развитием   растений,  созреванием  плодов.  Объясните   ребёнку,  что   путь   от  ростка  до   плода    занимает   много   времени. Наблюдайте   периодически,  как   растения   подрастают,  цветут,  как  завязываются  плоды,  как    они   увеличиваются   в   размерах,  меняют   цвет, созревают .                                                                                                           
4.       Если    есть   возможность,   сфотографируйте   разные   стадии   развития  одного  и  того  же   растения,  а  потом   напечатайте  и  предложите  ребёнку   разложить  снимки  по   порядку – что   было  раньше,  что   позже. Развивайте   связную  речь  ребёнка,  просите  его   описывать  то,  что  он   видит.                                                                                                                                Те    же   самые   стадии   развития   растений   можно   зарисовать,  сделать   к   ним   подписи.

5.       Познакомьте   ребёнка   с  растениями  леса.  Деревья   ребёнок   видел   и   в   городе,  но   вот    как    произрастают    грибы   и   ягоды    можно   увидеть  только   в  лесу.  Как    правило,  городские  дети   совсем  не    знают   названий   грибов  и  ягод  -  может  быть,  только   малина  и  клубника,  мухомор.  Назовите   и  покажите  ребёнку  ядовитые   грибы   и  ягоды,  объясните,  что  отравления   грибами   очень  опасны,  поэтому  можно  собирать  и   есть   только   те   грибы   и  ягоды,  которые   ты   хорошо   знаешь. 

6.        Вы   можете   вместе   с  ребёнком   сделать  маленькие   книжечки – «справочники» :  «Лесные    ягоды»,   «Садовые  ягоды», «Грибы»,  «Овощи», «Садовые   цветы»,  «Полевые  цветы».   Картинки   можно  вырезать ( но    гораздо  полезнее,  чтобы   ребёнок   нарисовал   их  сам,  пускай  не  так  красиво),  книжечку  сшить  из   нескольких   сложенных   пополам    листочков.  Обязательно   похвалите   усилия   малыша,  такую   книжечку  можно   подарить  бабушке,  тёте,  другу.

7.       Городские  дети  практически   ничего   не  знают  о  том,  как    растёт    и    производится   хлеб.  А   ведь  «булки   не   растут   на  деревьях»,  путь   от  зёрнышка  до   хлеба   на   столе   очень   долог.  Если   недалеко   от   вашего   дома   есть   пшеничные   или   ржаные   поля,   сходите  туда  с  ребёнком,  рассмотрите  колоски   злаков,  объясните,  как  из   зёрен   люди   получают   муку. Если   есть   возможность,  понаблюдайте ,  как    работают   сельскохозяйственные     машины,  какие   процессы   они   выполняют. 


8.       Природные   материалы  -  неисчерпаемый   источник   детской   фантазии.  Поощряйте   игры   детей   с  водой,  с  песком,  различными   плодами – желудями,  каштанами,  шишками,  с   палочками  и   камешками.  Такие   игры   развивают    самостоятельность,  усидчивость,  воображение   ребёнка,  конструктивные   навыки,  пространственное   мышление,  мелкую   моторику.  Если   вы   взяли   с  собой   на  отдых   пластилин – можно   сделать замечательные   поделки – различных   птиц  и  животных,  лесовичков,  сказочных   героев.


9.       Поговорите   с  детьми   о   защите   природы, если    ребёнок   достаточно   большой,  расскажите  о   Красной    книге,  в   которую   занесены    исчезающие   виды   животных   и  растений.  Мы   любуемся   природой,  мы   с  удовольствием  отдыхаем   на   природе.  Но   природу   надо   беречь.  Как    может   защищать   природу    ребёнок – дошкольник?  Выполнять    несложные   правила – не   давить   насекомых,  не  рвать дикорастущие   цветы,  не  ломать  деревья,  кормить  птиц,  не  оставлять  в  природе   мусор – фантики,  бумажки,  стеклянные   и   пластиковые   бутылки.

10.   Живя  в    сельской   местности,  учите   ребёнка   наблюдать  и  замечать,  как   красива   неживая  природа – сверкающая   в  лучах   солнца  река,  каким   бывает   небо   в   разную   погоду,  как   прекрасны   закаты.  Обогащайте   мир   эмоций   ребёнка,  формируйте   полезные   интересы,  воспитывайте   чувство   прекрасного.  Советую   вам   прихватить  с  собой   в  поездку  сборник  хороших  стихов   о  природе.  Ведь   стихотворные   строки,  которые    ребёнок   впервые   услышит,  любуясь     цветком    или   облаками   над   головой,   произведут   на   него  гораздо   более   сильное   впечатление! Возможно,  ваш   юный   поэт   и   сам  захочет   что – нибудь   сочинить!

Желаю   нам   всем   прекрасного   лета!

6 комментариев:

  1. Наталья, спасибо за этот список! Вот ведь сразу все и не вспомнишь, а тут раз - и "узелок на память" сработает! Идея с книжками очень нравится. Еще мне нравится любоваться природой - буду коллекцию фото делать для работы, да и для себя. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Наталия!
    Замечательный список - это тема для последнего родительского собрания в учебном году в младших классах. То что для взрослых кажется естественным, дети могут и не знать.
    Несколько идей взяла себе на заметку - надо использовать все возможности лета - вдохновляет. Спасибо!.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья ,замечательные советы .Ведь и правда мы иногда не обращаем внимание детей на самое элементарное ,когда Маше было лет 5 ,мы случайно выяснили что она не знает как растет картошка .Хорошо была весна ,побежали сажать и наблюдать ,мы же живем в частном доме ,а что говорить о детях в квартирах ,многие и курицу живую не видели .

    ОтветитьУдалить
  4. Эээх, где бы найти этот домик в деревне...)))

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитав про булки на деревьях вспомнила ответ своей 2-хлетней дочери на вопрос "Откуда берется молоко?"
    - Из пакета! :)))
    Замечательные подсказки для родителей.
    Мы с дочкой мир насекомых изучаем. Недавно восхищались рожками Улитки. :)

    Пользуясь случаем хочу передать эстафетную палочку от юного блога - юному блогу. Все подробности здесь http://chelovechki.net/liebster-blog-award/
    Очень жду Вашего положительного Ответа! :)

    ОтветитьУдалить
  6. Огромное спасибо за пост, забираю в свою копилку на следующее лето!
    Награда вашему блогу от меня http://veseliebydni.blogspot.com/2014/09/liebster-blog-award.html

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...